
|
Станислав Выспянский "Автопортрет" |
Можно ли одним словом определить, кем был Станислав Выспянский?
Практически - невозможно. Можно попытаться свести описание к одному
предложению, но оно получится слишком длинным. Тем не менее,
попытаемся. Итак, Выспянский был: художником, чертёжником, типографом,
издателем, поэтом, драматургом, архитектором по интерьеру,
проектировщиком мебели, проектировщиком витражей, журналистом,
советником, предвестником прикладного искусства, творцом полихромии,
теоретиком архитектуры, визионером урбанистического развития городов,
графиком, режиссёром, сценаристом, прозаиком. Достаточно ли?
Несомненно, его способностями и творческой активностью можно бы было
наделить нескольких весьма приличных творческих деятелей. К этому
следует добавить, что Станислав Выспянский прожил 38 лет, тогда масштаб
его достижений станет ещё значимее.

|
Станислав Выспянский "Материнство" |
Станислав Выспянский был сыном хорошего
краковского скульптора Франциска, родился в Кракове в 1869 году. В
возрасте 10 лет он пошёл в гимназию Святой Анны, а после её окончания
поступил в Ягеллонский Университет. Там он изучал историю, литературу,
философию, и одновременно учился в Школе Изящных Искусств на факультете
живописи, где самым главным его учителем стал Ян Матейко. И хотя
Выспянский пошёл по иному пути художественного развития, чем Матейко, у
него, как и у его учителя, было два основных источника творческого
вдохновения: любовь к родной истории и Краков.
Первой большой работой, проделанной под
руководством Матейко, было участие Выспянского (вместе с Мехоффером) в
росписи полихромией интерьера Марьяцкого Костёла. В 1890 - 94 годах он
получал образование за границей, больше всего времени провёл в Париже.

|
Станислав Выспянский "Плянты" |
Свои самые выдающиеся произведения
создал на рубеже веков. В живописи использовал, прежде всего, трудную
технику пастелей. Цикл его картин, на которых представлен вид Кургана
Костюшко из окон мастерской (ул. Кроводерска 79) – это произведение,
которое, не смотря на скромную тематику, является по сути своей
произведением гениальным. В этот период Выспянский создал свои самые
нашумевшие драмы (Ноябрьская ночь и Освобождение), спектакли по
которым, поставленные в городском театре в Кракове (в настоящее время
театр им. Словацкого), стали истинным событием в театральной жизни
города. Одновременно с художественной и литературной деятельностью,
Выспянский занимается редактированием журнала Жизнь, проектирует мебель
и витражи.
Умер после тяжёлой болезни в 1907 году.
Вся его жизнь была связана с Краковом, но огромная часть его творчества
была посвящена малопольской деревне. Самым ярким отражением этой
инспирации, являющейся в определённой мере отражением интереса к
польской деревне творческой элиты того времени (так называемая
крестьяномания), стала драма Свадьба. Броновице Малые, типичная
малопольская деревня, были тем местом, где во время свадьбы Люциана
Рыделя и дочери броновицкого помещика Ядвиги Миколачикувны, Станислав
Выспянский пытался найти способ, при помощи которого можно бы было
вырвать Польшу из заколдованного сна – застоя.
|